Предварительная компоновка валов редуктора или привода.

  Детали машин. Курсовое проектирование деталей машин для студентов и преподавателей.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

  

При запуске предварительной компоновки валов привода появляется диалоговое окно, изображенное ниже.

 

 

Рис. 1

 

Предварительная компоновка вала состоит в выборе вида (типа) вала и установки положений ответных элементов передач, которые находятся в контакте с элементами передач, расположенными на валу.

На форме сверху имеются кнопки перебора валов. Каждый из валов следует предварительно скомпоновать, от этого зависит правильность расчёта курсового проекта.

На панели с наименованием "Тип вала" в верхнем левом углу находятся кнопки выбора вида (типа) вала. Ими нужно выбрать необходимый тип вала. Ведущие элементы передач (шестерни, червяки, ведущие шкивы, ведущие звёздочки) отображаются красным цветом, а ведомые элементы (колёса, ведомые шкивы, ведомые звёздочки) отображаются синим цветом.

После того как выбран нужный тип вала необходимо правильно указать положение ответных элементов передач в пространстве. Для этого предназначены кнопки и поле ввода угла, расположенные под каждым элементом передач, расположенным на валу. Кнопками устанавливаются углы 0, 90, 180 и 270 градусов, при этом поле ввода угла недоступно и в нём отображается угол, также ответный элемент принимает соответствующее положение. Углы считаются от оси "Х" (система координат изображена слева). Когда появляется угол АЛЬФА, как показано на рисунке выше, то поле ввода становится доступным, и в нём следует ввести угол положения ответного элемента передач в градусах и долях градусов. С помощью данных кнопок можно добиться внутреннего зацепления в цилиндрической зубчатой передаче, если это позволяет конструкция (компоновка) вала.

 

Кнопка 'Разбить вал на два вала, соединенные между собой' позволяет разбить вал на два, соединенные муфтой. Такие конструкции часто встречается в расчётах.

 

Процедура предварительной компоновки валов требует соблюдения и понимания некоторых правил.

 

Программа рассчитывает валы и передачи по своим алгоритмам. В программу заложены все возможные варианты расположения опор, шестерен, колёс, червяка, червячного колеса, муфт, свободных концов вала.

 

При компоновке привода следует помнить несколько правил, которые используются в программе:

 

1. Если в приводе (редукторе) есть сдвоенная передача, то для элементов сдвоенной передачи углы контакта равны (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2

 

Цилиндрическая зубчатая передача может быть с разветвлениями двумя, тремя и четырьмя.

 

 

Рис. 3

 

2. Все элементы передач с разветвлениями двумя, тремя и четырьмя расположены симметрично относительно друг друга. И, вследствие этого, для элемента передачи, находящегося под действием сдвоенных (строенных, счетверённых) элементов передачи, силы Fx и Fy равны нулю.

3. Если передача сдвоенная, то крутящий момент для расчёта передачи уменьшается вдвое. Если передача с разветвлениями двумя, тремя и четырьмя, то момент для расчёта передачи уменьшается соответственно вдвое, втрое, вчетверо.

4. Если передача сдвоенная, то её шестерни и колёса не могут быть с разветвлениями, и наоборот.

5. Здесь же при необходимости определяется внутреннее зацепление цилиндрической зубчатой передачи.